Мошенники во все времена были и остаются креативными, придумывая все новые схемы, как лишить граждан денег. И развитие социальной инженерии только расширяет их возможности вводить людей в заблуждение. В свою очередь, полицейские, сотрудники службы безопасности проводят масштабные профилактические рейдовые мероприятия, осведомительную работу с гражданами по профилактике дистанционного мошенничества, основная цель которой заключается в донесении информации, что НИКОМУ, в том числе сотруднику банка, НЕЛЬЗЯ называть полные реквизиты карт, ПИН-код, CVC-коды, одноразовые пароли для подтверждения операций…

В частности, по этому поводу к сотрудникам транспортного холдинга «АльянсАвтоГрупп» обратился заместитель губернатора ХМАО-Югры Алексей Феликсович ЗОЛОТУХИН, директор Департамента региональной безопасности ХМАО-Югры.

«Департаментом региональной безопасности ХМАО-Югры, – говорится в обращении чиновника, – совместно с Управлением МВД РФ по автономному округу проведен анализ динамики основных показателей, характеризующих преступность, связанную с использованием/применением информационно-коммуникационных технологий (далее – IT-преступления). За 7 месяцев 2023 года в автономном округе зарегистрировано 5 311 IT-преступлений, что на 23,3 % больше показателя аналогичного периода 2022 года (4 307). В общем числе IT-преступлений зарегистрировано 2 537 дистанционных мошенничеств (рост 42,7 %), 1 039 краж (рост 13,5 %). Из 3 576 дистанционных краж и мошенничеств каждое третье преступление (1 180 или 33 %) совершено по схеме – «звонок сотрудника банка, правоохранительных или государственных органов».

При совершении сделок на торговых площадках («Авито», «Юла», «ВКонтакте» и др.) совершено 27 % дистанционных краж и мошенничеств; в сфере микрокредитования – 13 %; по схеме «инвестирование или торги на фондовых площадках, биржах» – 12 %; по схеме «просьбы о финансовой помощи или родственник в беде» – 5 %. Наибольшее число дистанционных краж и мошенничеств (63 %) зарегистрировано в Сургуте (851), Нижневартовске (724), Ханты-Мансийске (включая Ханты-Мансийский район – 307) и Нефтеюганске (265).

За 6 месяцев 2023 года суммарный материальный ущерб в результате совершения IT-преступлений составил 658,7 млн рублей, превысив в 2,2 раза показатель аналогичного периода 2022 года (295,1 млн рублей). Значительная часть переданных мошенникам денежных средств (132 преступления) являются заемными средствами, полученными потерпевшими при заключении кредитного договора лично в офисе банка. Всего при личном обращении потерпевших в банковские учреждения оформлено 166 кредитов на общую сумму 139,4 млн рублей. Жертвами мошенников становятся все категории населения. Около 65 % потерпевших работают, в том числе в сфере государственного или муниципального управления (13 %), в сфере ТЭК (16 %), в других отраслях экономики – 37 %, не работают – 13 %, пенсионеры – 16 %.

Мошенники используют виктимное поведение граждан – эмоциональную неустойчивость, склонность к подчинению, покорность, внушаемость, доверчивость. В значительном числе случаев жертвами преступлений становятся наиболее законопослушные граждане, которые готовы «оказать содействие правоохранительным органам в выявлении и изобличении преступников». Мошенники применяют методы психологического давления на потерпевших, подчеркивая угрозу потери накопленных денежных средств, необходимости их «защиты» путем перевода на «безопасные» счета. Представляясь сотрудниками правоохранительных органов и банковских учреждений, мошенники обращаются к чувствам гражданской ответственности граждан, необходимости оказания содействия правоохранительным органам. При выражении сомнений со стороны граждан прибегают к угрозам привлечения к ответственности за соучастие в совершении преступления. В общении с гражданами злоумышленники подчеркивают необходимость неразглашения содержания телефонного разговора под угрозой привлечения к ответственности».

«В свою очередь, хотелось бы напомнить сотрудникам нашего холдинга, – говорит Дмитрий Анатольевич САЗОНОВ, заместитель генерального директора по безопасности ООО «АльянсАвтоГрупп», – что работники правоохранительных органов и кредитно-финансовых организаций сами никогда не звонят клиентам по вопросам безопасности карт и счетов, а также не спрашивают номера карт и специальные коды. В случае если вам поступит подобный звонок, не отвечайте ни на какие вопросы, а положите трубку и обратитесь в отделение своего банка или на телефон горячей линии, который указан на карте или официальном сайте организации. При утрате платежной карты необходимо немедленно позвонить по номеру горячей линии обслуживающего банка и заблокировать карту, чтобы не потерять денежные средства. При поступлении сообщений от имени родственников или друзей с просьбой перевести деньги на лечение, дорогу – на что угодно – посредством соцсетей или мессенджеров необходимо уточнить у своих близких, действительно ли они нуждаются в помощи».

Вх. письмо от Департамент Региональной Безопасности - ХМАО-Югры №2410