Восточно-Мессояхское месторождение является самым северным из разрабатываемых континентальных нефтяных месторождений России. Именно здесь, на Гыданском полуострове Ямало-Ненецкого АО, с января 2013 года АО «Управление технологического транспорта», дочерняя структура ГК «АльянсАвтоГрупп», осуществляет транспортные услуги для совместного предприятия ПАО «Газпром нефть» и ПАО «НК «Роснефть» – АО «Мессояханефтегаз», владеющего лицензиями на разведку и разработку Мессояхи.

Развитие проекта

Отправной точкой проекта «Мессояха» является январь 2013 года. С этого времени АО «УТТ» приступило к работе на новом для компании нефтепромысле – на Восточно-Мессояхском месторождении. С самого начала на этой площадке, в поселке газовиков Газ-Сале, АО «УТТ» был сформирован автономный участок с механиком, который координировал всю работу. Первоначально на этих объемах было задействовано 12 транспортных средств – вездеходы, автомашины «Трэкол», ППУ, агрегаты, бульдозеры, крановая техника.

Это соглашение, заключенное на год, по итогам работы АО «УТТ» было продлено до конца 2014 года, а затем и до конца 2015 года. Причем в конце 2014 года договор на предоставление транспортных услуг был пролонгирован без прохождения тендерной процедуры, согласно которому на Мессояхе было задействовано уже порядка 30 единиц спецтехники и 5 машин на перевозке нефти на время действия зимника. Вместе с тем в конце 2014 года плюсом к имеющимся объемам работ АО «УТТ» выиграло тендер, проводимый АО «Мессояханефтегаз», по перевозке нефти с Мессояхского до Тарасовского месторождения (место слива – Губкинский район, ЯНАО).

С января 2016 года АО «УТТ» по результатам тендерной кампании кратно увеличило свое присутствие на Мессояхском месторождении – с 35 до 87 единиц. С этого времени на Мессояхе стали задействованы практически все виды автомобилей: легковой полноприводной транспорт, специализированная, грузоперевозящая и крановая техника, в том числе нефтевозы, ППУ, агрегаты, автокраны, площадки, фискарсы, бульдозеры, погрузчики, уникальный болотный экскаватор R-ex4. Также увеличение объемов производства потребовало от руководства транспортной компании на Восточно-Мессояхском месторождении создать обособленное подразделение с ремонтной базой и вагон-городком на 90 человек.

В марте 2018 года АО «УТТ» в рамках развития проекта «Мессояха» подтвердило действующие объемы, а также выиграло тендер на обслуживание Приемо-сдаточного пункта Пякяхинского месторождения, что позволило предприятию нарастить производственные мощности в Тазовском районе, увеличив ежедневный выход техники с 87 до 130 единиц. На Пякяхинском месторождении предприятие так же, как и на Восточно-Мессояхском, обеспечивает промысел газовиков. На сегодня там задействовано 8 единиц (ППУ, вакуумник, бензовоз, погрузчик, самосвал, вездеход-трэкол, Toyota Hilux, АРОК). Для осуществления своих обязательств на этой площадке АО «УТТ» был организован автономный участок работы.

Семилетнее партнерство

С АО «Мессояханефтегаз» АО «УТТ» сотрудничает уже седьмой год подряд. В настоящее время участки «Восточно-Мессояхское месторождение» и «Пякяхинское месторождение» возглавляет Александр СОРОГИН. Из инженерно-технических работников на участке трудятся механик по выпуску транспортных средств, механик по ремонту, два диспетчера, медработник, инженер по охране труда, инженер по БД, инженер ГСМ. Люди на месторождениях работают вахтовым методом, смена длится 60 дней.

В целом на данных участках задействовано свыше 300 человек, ежедневно на линию в день выходит до 90 единиц техники, в ночь – до 30 единиц (всего автопарк участков насчитывает 120 транспортных средств). Восточно-Мессояхский участок располагает большим количеством резервной техники. Данная мера, по мнению руководства компании, оправдана, так как запасные автомобили необходимы на случай дополнительных объемов, а также выхода техники из строя.

Спектр услуг, оказываемых сотрудниками АО «УТТ», достаточно разнообразен и трудоемок. «Наш транспорт, – рассказывает Александр СОРОГИН, – работает в круглосуточном режиме. Мы занимаемся обслуживанием нефтепромысла, перевозкой сырой нефти, различных растворов, труб, а также всего нефтегазового оборудования. Мы оказываем услуги и по пассажироперевозке руководящего состава и работников АО «Мессояханефтегаз». Своими силами мы производим мелкосрочный и текущий ремонт нашей техники; более сложный ремонт, к примеру, эксклюзивных погрузчиков импортного производства, – в РММ головного предприятия. Но в основном стараемся все ремонтные работы, в том числе и капитальные, производить на месте. Для этого на участке построены два теплых ремонтных бокса, имеется свой склад запчастей. В помощь в ремонте для водительского состава на участке постоянно присутствуют минимум 4-5 слесарей по ремонту транспортных средств, часть из них работает в дневную смену, часть – в ночную смену».

«Наш участок полностью автономен, – продолжает Александр Викторович. – Он представляет собой вагон-городок, состоящий из 30 жилых вагонов, в котором имеется собственная столовая, 3 вагона-сауны, 1 вагон-сушилка, оборудованный парк ГСМ, состоящий из 15 емкостей. Количество постоянно проживающих работников в среднем составляет 150 человек. Максимальное количество доходило до 177 человек».

Особенности нефтепромысла

Добыча нефти ведется в круглосуточном режиме, соответственно, это определяет распорядок и темп работы для всех подрядных организаций, задействованных на нефтепромысле. «Значимость объекта и важность транспортных услуг зачастую способствуют тому, что нашим водителям приходится работать сверх нормы, – делится Александр СОРОГИН. – У инженерно-технических сотрудников и вовсе ненормированный рабочий день».

Ежедневное выполнение должностных обязанностей усложняется суровыми природно-климатическими условиями: летом на Гыдане преимущественно облачная погода и туманы, зимой – низкая температура воздуха, нередко переваливающая за отметку минус 50 градусов, сильные ветры и метели; перепады температур значительные и порою достигают немалых величин. «Здесь минус 42 градуса даже при ветре 3–7 м/с приравниваются к сильному морозу – на улице находиться практически невозможно», – подчеркнул начальник участка.

Тем не менее транспортники работают. «Конечно, актированные дни существуют, – продолжает СОРОГИН, – но на участке есть транспорт, который не подлежит актировке. Он работает круглосуточно. Это нефтевозы, агрегаты, ППУ и пассажироперевозящий транспорт, типа вахтовок и трэколов – все, что связано с добычей нефти. По всем остальным видам техники объявляется актировка. Но и они стоят с запущенными двигателями, готовые в любой момент по звонку выехать на линию».

В теплое время года периодически возникает другая проблема – распутица, когда на промысловых дорогах, ведущих на дальние кусты, образуется глубокая колея. И если туда идут нефтевозы и не могут одолеть колею, то их цепляют бульдозеры или К-700 и тащат волоком.

К тому же место работы отличается и известной автономией: месторождения расположены за сотни километров от транспортной и промышленной инфраструктуры. «Мы находимся на полуострове, – поясняет Александр Викторович, – сюда летом можно попасть только на вертолете, а с декабря по май – еще и по зимнику. Опять же, при малейшем изменении погоды и закрытии зимней автодороги – на Гыдан не заехать и ни выехать. А потому каждый день и каждую ночь при открытом зимнике мы используем для завоза продуктов, топлива, запчастей, масел, расходников и прочего – всего, что нужно для обеспечения работы и проживания людей».

Благодарность за работу

Понимая всю значимость и непредсказуемость эксплуатации нефтяных площадок, можно с уверенностью сказать, что люди, работающие на данных объектах, нередко проявляют не только профессионализм, мастерство, но и ответственность, неравнодушие к своим обязанностям. Так, среди коллег Александр СОРОГИН выделил сотрудников, вносящих большой вклад в работу Мессояхского участка АО «Управление технологического транспорта». Это механик Олег ЛАГУТА, водители Иван ШАРОНОВ, Александр КОШЕРОВ, Максим КАНАВЦЕВ, Роберт БЕРКИМБАЕВ, Крымсолтан СОЛТАНГИШИЕВ и Сергей ЕФИМОВ, машинист экскаватора Эдуард ДЕРНОВ, слесари Дмитрий НИКИФОРОВ и Никита НИКИФОРОВ, автоэлектрик Максим ЛЮКШИН. «Эти ребята, – заключает начальник Мессояхского участка, – очень часто выручают наше предприятие. И мне очень хотелось бы на страницах нашей корпоративной газеты «Автомобилист» выразить им признательность за их труд и отзывчивость».

Компетентно

Сергей БУРЕНЬ, главный специалист по транспорту АО «Мессояханефтегаз»:

- На Восточно-Мессояхском месторождении я работаю четыре года. За это время АО «Управление технологического транспорта» зарекомендовало себя с хорошей стороны. Конечно, во время производственного процесса возникали определенные вопросы, но они решались в текущем порядке. По большому счету, они были связаны с перевооружением парка и набором персонала, созданием социально-бытовых условий для водительского состава, техническим обеспечением и ГСМ, а за четыре года у подрядчика произошло кратное увеличение техники на этих объемах – с 12 до 125 транспортных средств. Автономия есть автономия, и она подразумевает под собой определенные трудности.

Но, если говорить в целом, то серьезных нареканий к работе персонала АО «УТТ» нет. Все пожелания по организации и проведению работы, которые высказываются мной либо специалистами, задействованными в транспортной логистике, либо нашим руководством, принимаются без возражений, все возникающие вопросы решаются оперативно, в сжатые сроки. Скажу больше, если бы подрядчик был плохой, то он здесь не работал бы столько времени.

Кроме того, считаю, что подрядчику необходимо направить свое усилие на формирование костяка как среди линейного руководства участка, так и водительского состава. В противном случае начнется текучесть кадров, которая впоследствии потянет за собой более серьезные проблемы.