Каково это – построить дом?.. а организацию, а крупный независимый подрядный холдинг, причем без административного ресурса да еще и в условиях квазирыночной среды? Какими чертами характера нужно обладать, чтобы в эпоху перемен, когда один за другим рушились крупные производственные тресты, образовать, считай, на голом энтузиазме не одно предприятие, сформировать вокруг себя не один коллектив единомышленников-профессионалов, не одну материально-ресурсную базу для стабильной деятельности в различных регионах России? Какой нужно обладать мотивацией, чтобы параллельно этой колоссальной многогранной работе активно заниматься еще и общественной деятельностью, помогать людям? На все эти вопросы, думается, есть ответы у Эльдара Башировича ИСМАИЛОВА – основателя крупного транспортного холдинга «АльянсАвтоГрупп».

 

Родился Эльдар Баширович в г. Ашхабаде (Туркменская ССР) в семье работника общепита и учительницы. «С самого детства, – вспоминает он, – я увлекался автомобилями. Когда был совсем маленьким и толком не мог говорить, меня повели на фильм, где было очень много автомобилей. Увидев такое обилие машин, я на весь зал закричал: «Абапы! Абапы! Абапы!». Но на меня кто-то сзади прикрикнул, чтобы я не шумел. Наверное, моя тяга к технике, – это наследственное. У моего дедушки был целый гараж фаэтонов, папа всю жизнь ездил на машине… Я уже с седьмого класса освоил управление автомобилем. И с того времени вся моя жизнь, получается, прошла рядом с машиной».

По окончании школы (1977 год) Эльдар Баширович устроился слесарем в СМУ «Аштелефонстрой», но проработал там недолго – решил выучиться на водителя и поступил в ДОСААФ г. Ашхабада. «Там почему-то посчитали, что у меня есть педагогические таланты и предложили мне преподавать водительское мастерство. Вот и выходило, что днем я занимался с новичками, а вечером учился сам».

Вскоре Эльдару Башировичу пришла повестка в военкомат. И молодой призывник с большим воодушевлением (в то время служба в рядах Советской армии была высокой честью среди юношей) пошел в военный комиссариат Ашхабада. Но не тут-то было! В составе призывной комиссии оказался сосед ИСМАИЛОВЫХ, который, конечно же, из благих побуждений всячески старался помочь знакомому юноше откосить от армии, и Эльдару Башировичу пришлось изрядно постараться, чтобы доказать всем членам военно-врачебной комиссии свою годность к несению воинской службы и горячее желание исполнить гражданский долг. В итоге последующие два года – с 1978 по 1980 год – он служил в ракетно-зенитном дивизионе, располагавшемся в Баку. «Меня даже наградили республиканской медалью… за ударный труд на уборке урожая в Калмыцкой АССР», – улыбается солдат-зенитчик в запасе.

После армии Эльдар ИСМАИЛОВ работал водителем сначала в Издательстве ЦК КПП «Туркменистан», затем в Ашхабадском ПАТП № 3004, при этом параллельно заочно учился в Туркменском политехническом институте по специальности «инженер-строитель». В это же время он познакомился со своей будущей супругой. «Я тогда работал водителем в ПАТП. Так вышло, что Ирине трижды за один день получилось проехать на маршрутном такси, которым я управлял. Так и познакомились. Жили мы в одном микрорайоне, практически по соседству. Стали общаться. С тех пор мы не расстаемся».

По получении высшего образования, в 1987 году, Эльдар Баширович вместе со своей семьей уехал в Нягань. «Был у меня в институте друг Валерий ПОЛЯЕВ, который в то время уже жил здесь. Он меня и уговорил сюда переехать жить. Но, по большому счету, нас с женой сюда привело то же, что и многих молодых людей того времени – романтика освоения новых территорий, возможность проверить себя, проявить профессиональные способности, да и заработки здесь были довольно высокие».

Оказавшись в Нягани, Эльдар ИСМАИЛОВ устроился работать водителем автобуса в Красноленинское управление технологического транспорта № 2 производственного объединения «Красноленинскнефтегаз». Но спустя два месяца, в марте 1987 года, его перевели на итээровскую должность – директор Красноленинского УТТ-2 Шурийя АСАДОВ узнав, что у нового водителя имеется высшее образование, фактически заставил его работать начальником автоколонны.

«Дело в том, что тогда, в советские времена, зарплата водителя была выше, чем у кабинетного работника. И это было справедливо: простой работяга в те годы трудился порой в экстремальных условиях. А у меня к тому времени две дочки росли, надо было содержать семью… Но в те годы было такое волшебное слово «надо». И если начальник его говорил, значит, это было действительно необходимо».

И, нехотя, комсомолец ИСМАИЛОВ пересел из водительского кресла в кресло начальника автоколонны, взвалив при этом на себя, по сути, все заботы, и бытовые в том числе, о своих многочисленных подчиненных, которые в те годы приезжали из разных уголков могучего многонационального Советского Союза. Но кабинетным работником он стал лишь на бумаге, так как предпочитал быть в гуще работы. «Чем ближе руководитель находится к реальному делу, тем быстрее и эффективнее он принимает решения – это я уже давно понял. К тому же я очень люблю технику, к ней меня всегда тянуло. Уже лет в 15 у меня был свой мотоцикл, который я приобрел на заработанные деньги (!) и который я без чьей-либо помощи налаживал, перебирал… Кто-то получает большое удовольствие от дорогих иномарок, мне же нравится возиться с любыми машинами, в том числе и с самосвалами, и подъемными кранами… Как говорил Владимир ВЫСОЦКИЙ, что лучшая работа – это хорошо оплачиваемое хобби. И в этом плане мне очень повезло».

Судя по всему, со своими обязанностями Эльдар Баширович справлялся весьма успешно: спустя шесть лет он был назначен заместителем начальника управления по перевозкам. Дальше – больше. По окончании в 1995 году Тюменского нефтегазового университета по специальности «менеджмент» Эльдар ИСМАИЛОВ был переведен на должность директора базы № 6 Управления производственно-технического оборудования и комплектации оборудования материнской компании – ОАО «Кондпетролеум», а с августа 1997 года на пост генерального директора ЗАО «Няганское управление механизированных работ». Потом, с 2000 года Эльдар Баширович возглавлял ООО «Талспецстрой», с 2001 года трудился директором по транспорту в ОАО «ТНК-Нягань», с 2002 года – заместителем генерального директора ОАО «Промстрой».

В 2003 году Эльдар ИСМАИЛОВ, имея большой опыт транспортника, уникальный опыт первого руководителя крупнейших компаний (от субподрядчика, подрядчика до генподрядчика, заказчика), успешно реализовавших проекты различного уровня сложности, решил заняться бизнесом. Оформил предпринимательскую деятельность и 26 февраля того же года открыл транспортное предприятие ОАО «Управление технологического транспорта» (с 2015 года – АО «УТТ»). Буквально за неделю Эльдар Баширович подготовил необходимые документы для начала функционирования организации, заключил договоры о предоставлении транспортных услуг с ОАО «Промстрой», ООО «Талспецстрой» и ЗАО «Промстроймеханизация», выведших на аутсорсинг свои автомобильные подразделения, на базе которых и было создано УТТ, провел встречи с будущими линейными руководителями и собрания с водительским составом. И уже 11 марта, в первый послепраздничный день, УТТ строго по расписанию выпустило на линию в исправном состоянии порядка семидесяти единиц техники – экскаваторы, самосвалы... А в тот, в 2003 год транспорт УТТ работал на объектах материнских компаний – в Томской области (Двуреченское, Западно-Моисеевское и Игольско-Таловое нефтяные месторождения, Васюганские болота), на Ем-Ёге и в Нягани, занимаясь отсыпкой и строительством кустовых площадок, строительством и содержанием автодорог, грузоперевозкой. «Начинали мы с малых объемов, но быстро развивались: наращивали парк техники, увеличивали штат, расширяли спектр услуг и географию своего присутствия. В частности, в 2003 году мы выполнили объем работ на 43 миллиона рублей, на следующий год практически удвоили свои показатели – так по нарастающей и развивались. Сегодня оборот этого предприятия составляет несколько миллиардов в год, сегодня УТТ имеет 15 (!) филиалов, расположенных и в Заполярье, и в Югре, и на юге Тюменской области, сегодня в обществе трудоустроено порядка 1 200 человек, автопарк составляет около 800 единиц, возраст которых не превышает 5-7 лет».

Чтобы вся имеющаяся техника приносила доход, Эльдар ИСМАИЛОВ, помимо решения всех производственных вопросов, постоянно был в поиске новых объемов работ для своего предприятия, попутно занимался размещением рекламы о деятельности УТТ, капитальным ремонтом имеющегося автопарка. И уже в следующем, в 2004 году предприятие заключило первые сторонние договоры на оказание транспортных услуг с ОАО «ТНК-ВР» и другими организациями Нягани. К тому же благодаря дальновидности Эльдара Башировича ОАО «УТТ» стало приобретать непрофильные активы нефтяных компаний. Это стало новым поворотом в становлении компании. В результате в 2005 году Эльдаром ИСМАИЛОВЫМ был создан в с. Северном Новосибирской области филиал ОАО «УТТ», на базе которого годом позже образовано самостоятельное предприятие ООО «Управление технологического транспорта»; в 2007 году ОАО «УТТ» стало обладателем полного пакета акций крупного транспортного предприятия г. Нягани – ООО «Сервисная транспортная компания» (услуги спецтехники).

Вместе с тем с 2004 по 2008 год Эльдар Баширович один за другим образовал еще пять предприятий – ООО «АвтоДом» (2004 год, услуги автомобильным и железнодорожным транспортом), ООО «Автотранссервис» (2005 год, перевозка легковым транспортом), ООО «ЭЛЛИА» (2005 год, оптовая и розничная торговля ГСМ), ООО «Китай-Авто» (2006 год, салон по продаже новых автомобилей китайского производства).

В 2008 году Эльдар ИСМАИЛОВ стал одним из учредителей созданного в Нягани ООО «Единая Национальная Диспетчерская Система «ГЛОНАСС – Югра», и, начиная с 2008 года, все транспортные средства холдинга, опережая российское законодательство в данном направлении, стали оснащаться приборами спутниковой системы мониторинга. В этом же, в 2008 году он объединил созданные предприятия в единый холдинг ООО «АльянсАвтоГрупп», который возглавлял по 2018 год, будучи председателем совета директоров ООО «АльянсАвтоГрупп» и тем самым продолжая координировать деятельность каждого созданного им общества.

Конечно, не все так слаженно и гладко получалось, как сегодня это выглядит на бумаге. Каждое предприятие, образованное Эльдаром ИСМАИЛОВЫМ, каждая новая веха его развития непросто давались их создателю. Ведь за каждой этой вехой стоял неимоверный труд Эльдара Башировича. А это работа почти в суточном режиме! Чтобы наладить деятельность зарождающихся транспортных предприятий, он лично занимался утренним выпуском техники, выезжал на производственные площадки, общался с водителями, чтобы развеивать все их сомнения, ежедневно проводил совещания с линейным руководством, на которых обсуждал все производственные вопросы... Он всегда держал руку на пульсе каждого из обществ, чем нередко приводил в восторг и глубокое уважение, соизмеримое подчас с обожанием, каждого руководителя предприятий холдинга, да и каждого, кому довелось с ним сотрудничать. Создавая общества в непростые нулевые годы, когда страна восстанавливалась после лихих 90-х, а затем поочередно сменяющихся экономических мировых финансовых кризисов, Эльдар Баширович не просто строил свой бизнес, но создавал рабочие места, давал в это непростое время, когда один за другим банкротились либо значительно сокращали свою деятельность производственные объединения, возможность людям зарабатывать деньги, кормить свои семьи, смотреть в будущее с уверенностью.

Вместе с тем в эти непростые годы Эльдар Баширович, не однократно сталкивающийся с беспросветной бюрократией, с рядом злободневных социальных вопросов, решил баллотироваться в городскую Думу и причем по одному из сложных избирательных округов Нягани. «Для меня политическая карьера, политический опыт были малоинтересны, – уже позже поделится он. – Мне (может, это звучит несколько наиграно) на самом деле хотелось помочь людям, чтобы по окончании депутатского срока меня вспоминали добрым словом, что я пытался что-то хорошее сделать для людей. В то же время я пошел в Думу и для того, чтобы решать вопросы людей, которые работают на наших предприятиях и которые являются жителями Нягани. Я рассуждал так: у меня появится больше полномочий и возможностей реально им помочь, если я стану депутатом. Отчасти я тогда смотрел на многие вещи сквозь розовые очки и позже понял, что депутатская деятельность – это намного более сложный процесс».

А что такое депутатская деятельность по своей сути? Это не только обсуждение актуальных вопросов на уровне представительного органа власти – на заседаниях его профильных комиссий, во время рабочих и официальных сессий коллегиального органа, во время выездов на объекты… Это еще и индивидуальная работа народного избранника с населением, с теми людьми, кто поверил в него, кто доверил ему свой голос. И к депутату ИСМАИЛОВУ, имеющему в Нягани устойчивый и заслуженный авторитет, который сложился за долгие годы его жизни в городе, шли люди, чтобы обозначить общегородские вопросы либо решить свои личные проблемы, связанные с жильем, трудоустройством, качеством коммунальных услуг, сносом ветхих, аварийных и фенольных домов… «Став депутатом, я в какой-то момент даже пожалел, что возложил на себя столь ответственную ношу: пришло понимание, что проблем вокруг много – к тебе обращаются люди, а ты не всем можешь помочь. Но это была лишь минутная слабость. Когда успокоился, понял, что все равно кому-то нужно делать эту работу. А дорогу осилит идущий».

И Эльдар Баширович осилил этот путь! Больше того, выдвинув свою кандидатуру на следующий избирательный срок, он вновь получил поддержку горожан. Вместе с тем в это время он принял решение значительно расширить поле общественной деятельности, вступив в члены партии «Единая Россия», чтобы уже под ее эгидой в качестве депутата-единоросса реализовывать более масштабные проекты, охватить большее количество горожан. И сколько таковых оказалось, Эльдар Баширович скромно умалчивает. «Помогать людям – это не заслуга депутата, а его обязанность. И хвалить себя я совершенно не вижу смысла. Те люди, которым мне удалось хоть чем-то помочь, и так об этом помнят».

А таковых, кому он помог, действительно, много, и они и по сей день вспоминают об Эльдаре Башировиче добрым словом. Сегодня с большой теплотой о нем отзываются и бывшие коллеги, партнеры. Слова некоторых из них мы приведем ниже – на страницах ежемесячного корпоративного издания транспортного холдинга «Автомобилист», который, кстати будет сказано, издается с 2008 года по решению Эльдара Башировича (равно как и печатное издание «Депутатский вестник», которое он выпускал будучи депутатом Думы города Нягани, как и общественно-политическое издание «ЕДИНАЯ РОССИЯ-Нягань» – во время исполнения им полномочий секретаря Няганского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия»).

В настоящее время Эльдар ИСМАИЛОВ является одним из учредителей и членом совета директоров созданной им управляющей компании «АльянсАвтоГрупп» – крупного федерального транспортного холдинга, в состав которого входит шесть дочерних обществ, включая ООО «УАТ-АльянсАвтоГрупп» (с 2013 года, оказание комплекса транспортных услуг преимущественно заводам по выпуску минеральных удобрений и полимеров, расположенных в Приволжском федеральном округе) и ООО «АльянсАвтоГрупп-Урал» (с 2014 года, оказание комплекса транспортных услуг преимущественно нефтепромыслам Оренбургской области), география деятельности которых охватывает практически все основные нефтегазоносные провинции России и чьими услугами пользуются крупные добывающие и перерабатываюшие компании, такие как: «Роснефть», «Газпром», СИБУР, УРАЛХИМ, РИТЭК и другие. Сегодня автопарк холдинга в сумме составляет порядка 1 500 единиц техники, численность – около 2 300 человек.

 

***

 

У такого занятого человека, как Эльдар Баширович, мало свободного времени, тем не менее всю мужскую домашнюю работу он выполняет сам. «Мы никогда не приглашали ни слесарей, ни электриков, чтобы лампочки прикрутить, люстру повесить, розетку заменить. Всю мужскую работу по дому мой муж выполняет сам», – говорит Ирина Васильевна. И это неудивительно: как всякий северянин, Эльдар Баширович прошел закалку бытом, начиная свою жизнь в Нягани, как и многие в те годы, с общежития. «Приехал в Нягань я уже с двумя детьми, поэтому нам практически сразу дали комнату в общежитии на Восточном, чуть позже получил два вагончика, к которым подвел отопление, воду, канализацию – у меня там даже душ был! Получился такой вагончик-люкс, как жена шутила».

К тому же Эльдар Баширович при всей своей занятости всегда старается выкроить время на игру в футбол, вырваться на охоту, побыть с семьей, которая для него имеет большое значение. «Семья для меня – а это две мамы, жена, дочери Эльвира, Лейла и Лия, пять внуков – это мои тыл и опора, причем во всех перипетиях, которые нередко случались на моем жизненном пути, – говорит он. – Все сегодняшние достижения просто немыслимы без всецелой поддержки родных во всех моих новых начинаниях, их веры в меня, их готовности разделить все риски, равно как и любую из участей человека, вступившего на стезю бизнесмена. Сегодня мои дети уже взрослые, и уже сами строят свой бизнес, развиваются. И я очень горжусь ими, их достижениями. К сожалению, все вместе мы сейчас собираемся крайне редко – только во время отпуска».

Завершая рассказ об Эльдаре Башировиче, хотелось бы еще отметить, что по своему характеру он человек волевой и целеустремленный, который привык ставить высокие цели и добиваться их. Для него имеют особую ценность такие качества характера, как амбициозность и требовательность к себе – чтобы многого добиться в жизни, нужны именно такие жизненные установки. Пройдя непростой трудовой путь, когда приходилось работать иной раз сутками напролет, и не ради рубля, а потому что так нужно было, Эльдар Баширович в то же время всегда готов оказать поддержку инициативным людям. «Я с большей радостью отношусь к чужим успехам, к чужому достатку, радуюсь, когда у людей что-то получается, потому что считаю, если вокруг будет больше счастливых, обеспеченных, состоятельных людей, то жизнь наша будет лучше. Поэтому всегда стараюсь по возможности помогать и высоко ценю усилия других людей изменить свою жизнь, изменить нашу окружающую действительность».