Заслуженный работник транспорта ХМАО, заслуженный работник Минтопэнерго РФ, почетный работник топливно-энергетического комплекса, почетный нефтяник, почетный гражданин города Нягани – все эти звания Шурийя Гюлмалы-оглы АСАДОВ заслужил самоотверженным, честным, достойным трудом за полувековой стаж работы. Его профессиональная биография – это главные вехи в истории как транспортной, так и нефтяной отрасли севера Тюменской области. Именно здесь он, следуя за своей мечтой детства, прошел яркий путь от шофера III класса до руководителя транспортного холдинга, генерального директора образованного им транспортного предприятия. Сегодня, в юбилей Шурийи АСАДОВА, мы хотели бы рассказать о нем – человеке, чье имя является украшением Нягани, украшением нашего холдинга.

Шурийя Гюлмалы-оглы родился 14 декабря 1946 года в небольшом азербайджанском селе Куртлар. Он стал шестым из двенадцати детей, воспитывавшихся в семье заведующего фермой и домохозяйки. Шурийя рос пытливым и способным ребенком, ему хотелось многого достичь в жизни, а для этого, он понимал уже в детстве, нужно много работать, получить хорошее образование. Причем это рвение учиться, покорять все новые горизонты было в нем настолько сильно, что в итоге стало его жизненным ориентиром, а получение высшего образования – самой сокровенной мечтой, к осуществлению которой он постоянно стремился. Так, не достигнув еще семилетнего возраста, Шурийя самостоятельно пошел 1 сентября в школу. Но, в первый класс его не приняли: до семи лет не хватало двух с половиной месяцев. «Помню, я так плакал, возвращаясь домой, – вспоминает Шурийя Гюлмалович. – Папа, увидев это, приободрил меня, сказав, что сам преподаст мне азы грамоты. «Придешь в первый класс, – уверял он меня тогда, – и будешь уже ученым!» Но в то же время добавил, что при этом наиглавнейшим моим занятием будут бараны. И с тех пор каждый день с утра до вечера я пас баранов, а вечерами занимался с папой. Он учил меня читать по газете, объясняя, как звучит каждая буква, как их складывать в слоги, а слоги – в слова. И вскоре я уже читал, и причем книги».

В школе Шурийя, обладающий отличной памятью, учился всегда хорошо, новые знания ему давались легко; любимыми его предметами были математические дисциплины и английский язык. Сдав с успехом выпускные экзамены в школе, он поехал поступать в Азербайджанский политехнический вуз (г. Баку). Но поступить туда не получилось. Его, успешно сдававшего вступительные экзамены, на последнем попросту завалили. Такой же результат его ожидал и в других вузах Баку, куда он пытался поступить. Везде были просто колоссальные конкурсы – до 25 абитуриентов на одно место. Не теряя надежды, Шурийя, год отучившись в ГПТУ г. Баку на киномеханика и параллельно – на шофера в ДОСААФ, вновь через год попытался штурмовать стены политехнического вуза. Но и эти попытки оказались тщетными. «Тогда я поступил в техникум, откуда спустя три месяца был призван в ряды Советской армии».

 

***

Служба рядового АСАДОВА проходила в строительных войсках – сначала в Подмосковье, а затем в Калужской области. Здесь, собственно, и началась его транспортная стезя: Шурийю АСАДОВА, к тому времени уже имевшего шоферские корочки, посадили на автомобиль, на котором он перевозил различные грузы для военных. Отслужил – честно, добросовестно. По окончании службы командование роты даже уговаривало его остаться на дальнейшую службу. «Но я отказался. Я хотел продолжить свою учебу, а потому вернулся домой. Повидался с родителями и уехал в Баку».

Затем год учебы в техникуме на вечернем отделении и работа шофером на Кишлинском машиностроительном заводе объединения треста «Азнефтемаш». «Зарплаты, которую я здесь получал, ни на что не хватало. Тогда мы с другом решили ехать на Донбасс, чтобы заработать деньги». Но судьба распорядилась иначе: увольняясь, Шурийя познакомился с водителем, несколько лет отработавшим на Севере. Он, не смогший там трудиться по состоянию здоровья, и посоветовал Шурийе АСАДОВУ ехать в Нефтеюганск.

Шурийя Гюлмалович с другом так и сделали. Долетели до Сургута (это был сентябрь 1969-го), но ни там, ни в соседнем Нефтеюганске они не смогли утроиться шоферами. И друзья решили попытать счастье в близлежащем поселке Мамонтово (ныне – г. Пыть-Яхе). «Чтобы там оказаться, мы целую неделю грузили вертолеты! Прилетели туда, а там тоже нет работы шофера. Вот и устроились временно слесарями, разнорабочими в Мамонтовскую АТБ треста «Главтюменнефтегаз». Так и начали работать».

С установлением зимника появились нужные вакансии, и АСАДОВА посадили на «летучку» – ГАЗ-51 возить главного энергетика Мамонтовской конторы бурения треста «Главтюменнефтегаз». «Я постоянно был за рулем, хронически не высыпался. Главный энергетик все это видел, понимал, что мне тяжело. Но ему тоже – куда было деваться? если работа вокруг кипела! Вот и трудились с ним на пару почти в круглосуточном режиме». Потом годы работы за баранкой тяжелой техники – по бездорожью, в жару и холод, по 16-18 часов в сутки для бесперебойной доставки оборудования, материалов для нефтяников. В этом непрекращающемся цейтноте незаметно промелькнули десять лет. Вроде бы и достиг Шурийя Гюлмалович своим трудом всего того, что хотел (и прежде всего, купил машину «Жигули», о чем также мечтал с детства), вроде бы и жить да работать себе спокойно дальше. Но все время свербела в его душе тоска по другой несбывшейся мечте: отучиться в вузе. А годы-то идут, вот уже и четвертый десяток Шурийя Гюлмалович разменял. И тут он узнал, что в Нефтеюганске Омский автотранспортный техникум проводит набор студентов на обучение по специальности «эксплуатация автотранспорта». Недолго думая, Шурийя АСАДОВ подал туда документы, и через три года, в 1982 году, получил заветные корочки.

 

***

Диплом об окончании техникума, по сути, стал судьбоносным: с его появлением у АСАДОВА резко поменялась жизнь. «Вызвал меня директор Мамонтовского УТТ-1 к себе, уточнил про образование и тут же предложил должность начальника отдела эксплуатации Мамонтовского УТТ-1. Это был большой отдел, ответственный пост. И я, не имевший до того никакого опыта работы на руководящей должности, усомнился, что смогу соответствовать этому назначению». Но директор, не первый год зная АСАДОВА как ответственного и толкового работника, получив отказ, лишь более укрепился в своем выборе. «Подумай хорошенько, Шурийя! За баранку ты всегда сесть успеешь, но вот появится ли у тебя еще такая возможность попробовать себя в новом деле?» И взяв на размышление ночь, Шурийя Гюлмалович покинул кабинет директора в тяжелых раздумьях. И было отчего! Одно дело – попробовать себя в роли руководителя, другое – значительно потерять в зарплате (в то время шофер в три раза больше получал, чем итээровец), да и машину – только что пригнанную и выделенную ему. Неудивительно, что АСАДОВ на следующий день опять дал отказ. И вновь ему было отеческое наставление – подумать хорошенько и вновь дана ночь на размышление. «Махнул я тогда рукой на деньги: не в них, в конце концов, счастье; и согласился с новым назначением».

Несмотря на отсутствие опыта, способный и знающий дело изнутри, АСАДОВ быстро освоился на новом посту. А в круг его задач входил целый спектр различных направлений деятельности большого транспортного предприятия, обслуживающего Мамонтовское месторождение – одно из крупнейших месторождений Западной Сибири. Это и курирование деятельности автоколонн (в частности, работу начальников автоколонн, механиков, мастеров, водительского персонала), и диспетчерской, и отдела обработки документации. «Начал я работать жестко, а потому мои подчиненные сразу невзлюбили меня, стали писать доносы». Но все эти происки только способствовали росту авторитета АСАДОВА, потому как проверки лишь подтверждали его непогрешимость. А строгость и принципиальность в управлении сделали свое дело: Шурийя Гюлмалович навел порядок на всех звеньях производства, входящих в его подчинение.

Молодого и ответственного руководителя заметило руководство треста НГДУ «Мамонтовнефть». В то время им управлял Борис НУРИЕВ. И потому, когда Бориса Исаевича перевели на должность генерального директора ПО «Красноленинскнефтегаз», Шурийе Гюлмаловичу в числе первых от него поступило предложение переехать в рабочий поселок Нях, где на тот момент был дефицит квалифицированных управленческих кадров.

«Борис Исаевич предложил мне должность руководителя Дорожного ремонтно-строительного управления – несуществующего предприятия. Но меня тогда, признаться, больше смутило другое обстоятельство – управление сферой мне незнакомой. «Ничего-ничего, – сказал он мне на это. – У тебя получится. В Няхе в первую очередь нужно заняться дорогами, а потом уже расширять транспортную инфраструктуру».

 

***

И у АСАДОВА, действительно, все получилось. Прямо с дороги по приезду из Мамонтово он с головой окунулся в новое дело. «Это был февраль 1984 года. В то время ПО «Красноленинскнефтегаз» располагалось в двухэтажном деревянном здании. Захожу в него, чтобы сказать секретарю, что прибыл. Поднимаюсь на второй этаж, смотрю: мне навстречу идут человек 20 женщин, а впереди них – Борис Исаевич, при этом они что-то возбужденно обсуждают. И тут он увидел меня и сразу же воскликнул: «Вот ваш начальник! Идите и с ним разбирайтесь!» По сути, это стало моим официальным назначением на пост начальника ДРСУ ПО «Красноленинскнефтегаз». Как потом выяснилось, эти женщины были сотрудниками участка Урайского ДРСУ, который располагался на 37 км. И они приехали жаловаться Борису Исаевичу, что на участке нет ни электричества, ни воды, что мастера пьют, и что вообще никому ничего не надо… Я выслушал их и сказал, что сейчас положу свои вещи и вечером приеду на базу.

Оказавшись там, действительно, столкнулся с неприкрытым разгильдяйством: мастера пьяные, никто ничего не делает. Встряхнул их; объяснил, кто я такой и что даю им срок до утра, чтобы наладить электро- и водоснабжение помещения. Приехал туда на следующее утро, смотрю, мастера трезвые, чего-то делают. Так начал понемногу наводить порядок. А сделать предстояло много чего, потому как тогда, по сути, ничего не было – ни базы, ни людей, ни техники. Все приходилось начинать с нуля. Сначала построили асфальтобетонный завод, затем – железнодорожный тупик, способный бесперебойно принимать прибывающие составы с оборудованием, техникой, строительными материалами. Время было очень сложное: по два-три часа в сутки тогда спал. Целыми днями/ночами крутился, потому что то мастера пьют, то еще что… Пока подберешь коллектив. Очень переживал за порученное дело, старался, и что-то получалось у меня, что-то – нет. Воровство тогда к тому же было просто ужасное. Был такой случай. На БПТОиК поступила для нашего предприятия Tatra UDS. Нам позвонили и сказали, чтобы мы сами ее охраняли – некому больше. Мы с водителем приехали на базу, расположились напротив нее… И под утро, видимо, задремали. Очнувшись ото сна, смотрим, а на машине уже нет зеркал! Утащили! И это несмотря на то, что мы там вдвоем охраняли эту машину! Сложно было».

В январе 1987 года Шурийю АСАДОВА поставили во главе Красноленинского управления технологического транспорта № 2, сформированного на базе КУТТ-1. Материнская структура новообразованной транспортной организации при этом выделила часть штата и необходимую технику. Однако коллективу предстояло построить производственную базу со всей необходимой инфраструктурой. «И опять я оказался посреди голого поля. Место, отведенное под дислокацию УТТ-2, мелколесье да болото. Требовалось много усилий и времени для того, чтобы превратить его в будущую производственную базу. Как говорится, хочешь выжить – построй себе и живи! Конечно, в те времена не все так было печально, как это было бы сейчас. Тогда объединение всем помогало: давало материалы, технику, обеспечивало финансирование. Проблем с этим не было никаких. Только старайся, делай».

Но помимо выполнения производственных задач АСАДОВУ-руководителю приходилось одновременно решать и организационно-бытовые проблемы своих сотрудников: проживание, снабжение всем необходимым, обслуживание вагон-городка, закрепленного за предприятием, и т. д. – он за все нес ответственность. «Коллектив быстро разрастался. Людей нужно было обеспечивать жильем. А потому старались в сжатые сроки переданные нам недостроенные общежития доводить до ума, обустраивать их и прежде всего под потребности сотрудников». За одну такую самодеятельность коммунист АСАДОВ, тогда еще руководитель ДРСУ, даже схлопотал выговор по партийной линии. «Люди приезжали вместе с детьми. И куда их было девать в 37 км от поселка?! Вот мы и оборудовали в общежитии детскую игровую комнату вместо положенного красного уголка». Шурийя Гюлмалович, конечно, поправил ситуацию: оборудовал красный уголок, но за пределами общежития, построив для этого небольшое помещение, которое в том числе приспособил и для просмотра кинофильмов, и на правах киномеханика стал показывать кино.

Это радение о своем коллективе Шурийя Гюлмалович перенял от своего отца Гюлмалы Гасангулу-оглы (1898–1983), долгие годы работавшего в колхозе заведующим фермой, а одно время даже возглавлявшего колхоз им. Ленина, куда входило село Куртлар. Как и АСАДОВ-старший, Шурийя Гюлмалы-оглы проявлял заботу о своих работниках, старался создать, по тем временам, максимум удобств и комфорта. Вот и получалось, что человек не просто устраивался на работу, а попадал в большую дружную семью, которая называлась КУТТ-2. Сразу же, с поезда, нового сотрудника обеспечивали всем самым необходимым: койко-местом, кроватью, матрацем… Работай только. Особенно ярко его забота о людях проявилась в лихие 90-е, когда зарплату не давали по 3-6 месяцев. Шурийя Гюлмалович на базе предприятия организовал поставку продуктов – мяса, овощей… и даже столовую, где людей кормили под запись. «Время было тогда непростое. И тем не менее мы работали, план выполняли. Добыча из-за нас не стояла. Даже когда сотрудники КЛТПС закрыли мост, и тогда мы не стояли: нам удалось договориться с ними, чтобы наши машины они хотя бы по ночам пропускали».

 

***

В эти лихие 90-е и последующие нулевые Красноленинское управление технологического транспорта № 2 пережило не одну реорганизацию и изменение вслед за трансформацией головной компании ПО «Красноленинскнефтегаз», а в конечном итоге и вовсе было выведено как непрофильный актив на вольные хлеба, получив статус частного предприятия. И все это время Шурийя Гюлмалович, умевший грамотно планировать и твердо управлять коллективом, неизменно возглавлял компанию, в лучшие годы численность которой составляла 2 500 человек, чутко и гибко реагируя на все изменения экономики и социальных процессов в стране, по-отечески оберегая свой коллектив от каких-либо потрясений и невзгод. «Максимально сделать комфортными условия труда для своего коллектива – вот какую цель я ставил перед собой каждое утро, и которую осуществлял в течение всего рабочего дня до позднего вечера все эти годы. Люди должны спокойно работать, ни за что не переживая». И совсем не удивительно, что, видя такое радение, коллектив ходатайствовал перед городскими властями о присвоении своему руководителю звания «Почетный гражданин города Нягани», настоял быть своим представителем в Думе города Нягани и решать на городском уровне вопросы, касающиеся как жителей муниципалитета, так и транспортной инфраструктуры города.

Скажем больше, предприятие, которым руководил Шурийя АСАДОВ более 20 лет, а в последующем и транспортным холдингом «АльянсАвтоГрупп», в состав которого в 2007 году влилось ООО «Сервисная транспортная компания» (преемник КУТТ-2), за стабильную и плодотворную работу неоднократно награждалось различными грамотами, благодарностями, премиями; оно регулярно участвовало в благотворительных акциях, оказывая помощь детским садам, Совету ветеранов, общественным организациям, городской библиотеке... Коллектив КУТТ-2, а затем и ГК «АльянсАвтоГрупп» принимали участие в общественной, а также спортивной жизни города, причем часто занимая призовые места.

При этом, несмотря на большую загруженность на производстве, Шурийя Гюлмалович много времени посвящал общественной и политической жизни города. С 2006 по 2011 год, Шурийя АСАДОВ, будучи депутатом Думы г. Нягани IV созыва от избирательного округа № 6 (Восточный микрорайон) – от одного из проблемных избирательных участков города, работал в представительном органе власти на непостоянной основе; с 2011 по 2017 год – в составе членов Политического совета Местного отделения ВПП «Единая Россия» г. Нягани, в чьих рядах он состоит с 2005 года.

Даже сегодня, находясь на заслуженном отдыхе, Шурийя Гюлмалович далек от мысли почивать на лаврах. Он продолжает заниматься общественной деятельностью: координирует работу Няганской городской общественной организации «Культурно-просветительское общество народов Азербайджана «Факел», исполняя полномочия ее председателя с 2007 года; встречается со школьниками, чтобы поведать им о том, как зарождалась Нягань, ее дорожно-транспортная система, у истоков которой он стоял, а также на своем примере показать, что в жизни можно достичь любых целей, если человек трудолюбив, целеустремлен и порядочен.

«Я доволен своей жизнью, – говорит в завершение Шурийя Гюлмалович, – мне удалось многое сделать на своем пути – и для Югры, и для своего города, и для его жителей. Сегодня в Нягани меня называют отцом, я почетный гражданин города, и это для меня большая честь, самая значимая награда. Но главное, что мне все же удалось сделать – исполнить мечту детства, получить высшее образование. В 1993 г. я окончил Тюменский индустриальный институт по специальности «организация производства». Сегодня я понимаю, что именно моя мечта, как путеводная звезда, направляла меня, не позволяла стоять на месте, а заставляла двигаться только вперед. Благодаря ей мне удалось многого достичь, принести своим трудом пользу людям, тому краю и городу, где живу я, где родились и живут мои дети, а теперь еще и внуки. Теперь их черед прославлять своим трудом и знаниями Нягань, оставаться верными делу, начало которому положил их отец, дед, берегли его доброе имя».

Сегодня, 14 декабря, наш уважаемый Шурийя Гюлмалович АСАДОВ отмечает свой юбилей. Подозреваю, что в этот день он услышит столько искренних слов поздравлений и благодарности в свой адрес, в том числе и от многих сотрудников нашего большого холдинга, почетным сотрудником которого он является: Шурийя Гюлмалович возглавлял ГК «АльянсАвтоГрупп» в первые годы деятельности – с самого начала его образования.

Знаю Шурийю Гюлмаловича очень давно, безмерно его уважаю, горжусь нашей дружбой. Как знать, как сложилась бы моя судьба, не прояви он в свое время настойчивость, не поддержи он во мне уверенность, что у меня все получится?.. Я начинал водителем в возглавляемом им Красноленинском управлении технологического транспорта № 2. По его инициативе перешел работать начальником автоколонны… Вот и получается, что с него началась моя биография как руководителя.

Шурийя Гюлмалович, действительно, прозорливый человек: умеет разглядеть в человеке и хорошее, и плохое. Он очень талантливый руководитель, превосходный производственник: все видел, все подмечал и вовремя предвосхищал многие неприятные ситуации и события. Это позволило создать надежный запас прочности КУТТ-2, позволило предприятию выстоять в лихие 90-е и нестабильные нулевые, пройти не одну реорганизацию, удержать коллектив… И совсем не случайно, что сегодня его слово среди транспортников города Нягани является авторитетным, не случайно, что сегодня он пользуется среди няганцев большим уважением: к его мнению прислушиваются, его жизненный путь считают образцом для подражания.

Доброе имя и добрая слава о Шурийе Гюлмаловиче как о первостроителе города, одном из основателей его дорожно-транспортной инфраструктуры, уверен, на века останется в Нягани. И очень отрадно мне сегодня оказаться в числе тех, кто может его лично поздравить с днем рождения или с любой другой датой, пожелать ему крепкого здоровья и еще многих-многих лет жизни, поблагодарить за каждый день нашей совместной работы бок о бок, за многолетнюю дружбу, за щедрое участие в моей судьбе.

Эльдар ИСМАИЛОВ, член совета директоров ГК «АльянсАвтоГрупп»