Для ООО «АльянсАвтоГрупп-Урал» безопасность – непременное условие ведения работ на всех своих производственных участках. Компания тщательно следит за соблюдением персоналом в своей деятельности стандартов промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды в соответствии с требованиями российского законодательства, локальных документов Группы «Старвей», а также ключевого заказчика АО «Оренбургнефть». С этой целью сотрудники службы охраны труда и промышленной безопасности «ААГ-Урала» проводят системную работу, в основе которой – комплексная проверка автотранспорта, работающего на линии. Как результат, «ААГ-Урал» по итогам проверки «Оренбургнефти» на всех участках работы по уровню безопасности – в «зеленой зоне риска».

«Безопасность и здоровье наших сотрудников – одно из приоритетных направлений деятельности «ААГ-Урала», – рассказывает Дмитрий ПРИХОДЬКО, управляющий директор ООО «ААГ-Урал». – А потому на нашем предприятии особое внимание уделяется созданию безопасных условий труда, сохранению жизни и здоровья людей, обеспечению пожарной безопасности и безопасности дорожного движения. Однако по ряду причин водительский персонал не всегда четко следует нормам безопасности, что создает потенциально опасные ситуации и может привести к серьезным последствиям, таким как аварии, повреждение автомобилей, травматизм, смертельные случаи. Вместе с тем с каждым годом усиливается контроль в сфере транспортной и промышленной безопасности, охраны труда на объектах нашего ключевого заказчика АО «Оренбургнефть», при этом растет и размер штрафов за выявленные нарушения. Во избежание всего этого мы ведем постоянный контроль работы всех четырех своих производственных бизнес-структур в сфере ПБ и ОТ и ОС совместно с руководителями участков определяем мероприятия по устранению выявленных несоответствий, а также предупреждению их повторения».

«До первого числа следующего месяца нашей службой составляется график выездных проверок транспортных средств на линии, который непременно утверждается на уровне руководства предприятия, – поясняет Алексей ФЕДОРОВ, начальник отдела ОТ, ПБ, БДД ООО «ААГ-Урал». – Согласно этому графику, ежемесячно сотрудники инженерно-технического состава совершают до шести рейдов на объекты АО «Оренбургнефть», расположенные в Оренбургской, Самарской, Саратовской областях и Республике Башкортостан, в целях обеспечения контроля соблюдения водительским составом установленных в ООО «ААГ-Урал» норм и правил в области охраны труда и безопасности дорожного движения.

Согласно общей разнарядке транспорта, формирующейся ежедневно каждое утро, мы видим, какие машины сегодня на линии и на каких именно месторождениях они задействованы. Благодаря бортовой системе мониторинга ТС выборочно отслеживаем онлайн местонахождение автомобилей и выезжаем на конкретную производственную площадку.

Уже на месте оцениваем необходимый нам автомобиль согласно чек-листу комплексной проверки транспортных средств и специализированной техники, в которых отражены все требования в области автомобильного транспорта, установленные законодательством Российской Федерации, АО «Оренбургнефть», ООО «ААГ-Урал» – начиная с водителя (проверка знаний, наличие водительского удостоверения, путевого листа, заполненного должным образом, сертификата по Защитному (зимнему) вождению, страхового полиса ОСАГО, применение средств индивидуальной защиты работником и т. д.) и завершая осмотром самого автомобиля (укомплектованность средствами первой медицинской помощи, знаками аварийной остановки, огнетушителем, противооткатными башмаками (упорами) и прочим, чистота и порядок в салоне, исправность и работоспособность внешних световых приборов, звуковых сигналов, видеорегистратора, инерционных механизмов натяжения ремня безопасности, БСМТС и т. д.).

За один рейд получается проверить 6-10 единиц техники. По итогам осмотра на каждый автомобиль составляется акт. Данный документ в обязательном порядке подписывается водителем и членами комиссии. По результатам рейда составляется общий отчет, в котором отражается: сколько автомобилей было проверено, выявлены ли в них нарушения, сроки их устранения; и затем он отправляется на ознакомление управляющему директору предприятия, а также начальнику участка, в зоне ответственности которого осуществлялся рейд.

Обязательно по истечении срока устранения нарушений мы проводим контрольное выездное мероприятие. В случае выявления факта неисполнения предписания об устранении нарушения составляются служебные записки – начальнику участка, в которой обозначается данный факт, и управляющему директору о применении дисциплинарного взыскания к руководителю участка.

Наряду с плановыми проверками, проводятся и внеплановые рейды, приуроченные к проводимым акциям управляющей компании «АльянсАвтоГрупп», Группы «Старвей» в рамках антиалкогольной/антинаркотической политики, исправности и работоспособности видеорегистраторов или ремней безопасности и прочего. То есть цель данного рейда – конкретный повод. Берем, допустим, только алкотестер и выезжаем в любое из четырех направлений. Соответственно, по результатам проверки составляются акты на каждого проверенного сотрудника. И если плановые рейды происходят с определенной регулярностью, то внеплановые – по мере необходимости.

Результаты выездных мероприятий – только положительные. С внедрением проверок мы видим явные улучшения: люди понимают, что за ними ведется постоянный контроль, это их дисциплинирует, и потому они стараются следовать нормам безопасности. Конечно, нарушения выявляются, но они, как правило, несущественные. К примеру, в последние рейды выявлялись такие нарушения, как видеорегистратор со сбившемся временем/датой или незаполненный вахтенный журнал (машинист ввиду постоянной загрузки либо забыл это сделать, либо у него на это просто не было времени) и прочие. То есть это такие замечания, которые можно устранить на месте. Практически уже не встречаются такие нарушения, как отсутствие СИЗ, спецодежды на сотруднике, просроченное водительское удостоверение…

Другой несомненный эффект от проводимых проверок, и это, пожалуй, самое главное: в лучшую сторону изменилось отношение водительского персонала и руководителей среднего звена к вопросам безопасности. То есть цель выездных проверок заключается не только в контроле и наказании, но и в осуществлении разъяснительной работы, повышении культуры безопасности работников, приводящей к осознанию ими личной ответственности за свою безопасность и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность. Нам важно донести до водительского персонала значимость следования нормам безопасности. И мы им постоянно напоминаем об этом, разъясняем, чтобы люди это осознавали. Для нас очень важно, чтобы наши сотрудники возвращались с работы домой целыми и невредимыми.

Выездные мероприятия доказали свою эффективность и в части улучшения в целом состояния охраны труда, промышленной и экологической безопасности на предприятии, что в свою очередь сказалось на рейтинге «ААГ-Урала» среди подрядных организаций. «Оренбургнефть» ежегодно проводит рейтингование, в рамках которого подрядные организации оцениваются по бальной системе по состоянию работы в области ПБ, ОТ и ОС. Так, на начало внедрения выездных проверок (2020 год) в производственную деятельность «ААГ-Урала» средняя итоговая оценка соответствия работы нашего предприятия требованиям безопасности заказчика составляла 54,9 % (что соответствует «желтой зоне риска» с точки зрения безопасности ведения работ), в 2021 году – 78 % (в связи с чем организация работы нашего предприятия была отнесена заказчиком к «зеленой зоне риска» – она начинается с 75 %), по итогам первых двух месяцев 2022 года – мы также находимся в «зеленой зоне риска.

В завершение отмечу, что на сегодня в целях повышения эффективности нашей деятельности в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности в ООО «ААГ-Урал» реализуется обстоятельный план действий, в рамках которого, помимо плановых и внеплановых контрольно-выездных мероприятий, на постоянной основе среди водительского состава проводим различные тренировки, направленные на проработку алгоритма действий в различных ситуациях, с которыми они могут столкнуться во время работы на линии. Два раза в месяц собираем водительский персонал на Часы безопасности с показом тематических видеофильмов или презентаций, обсуждением всех нововведений как в российском законодательстве в области автомобильного транспорта, так и в управляющей компании. Во время такого диалога у водителей появляется возможность озвучивать свои наболевшие вопросы, да и у нас – тоже: выявляем причины происшествий, случившихся за последние две недели. Ведем диалог для того, чтобы разобрать ситуацию досконально, чтобы сделать выводы, а также составить примерный перечень действий, как им поступать в аналогичной ситуации, чтобы это не привело к серьезным последствиям. Повторяю, нам важно, чтобы наши сотрудники возвращались с работы домой целыми и невредимыми».