Зауральский машиностроительный завод (г. Курган) в рамках сотрудничества с ГК «АльянсАвтоГрупп» предложил АО «Управление технологического транспорта» протестировать произведенный им Т-240 с электрогенератором, разработку ООО «Интермашхолдинг», в условиях Крайнего Севера. Машина поступила в территориальное транспортное управление «Нягань» в конце января текущего года. После оформления всех необходимых документов Т-240 будет направлен на производственный участок предприятия для опробирования его работы на одном из активов ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь».
«Еще в прошлом году, – рассказывает Сергей Викторович СУРОВ, директор ТТУ «Нягань», – Эльдар Баширович ИСМАИЛОВ, член совета директоров ГК «АльянсАвтоГрупп», во время производственного совещания предложил нам, директорам территориально-транспортных управлений, составляющих структуру АО «Управление технологического транспорта», посетить Зауральский машиностроительный завод, чтобы дать собственную оценку такому виду инновационного транспорта. В ходе знакомства с Т-240 провели свой тест-драйв. В целом были удовлетворены его техническими характеристиками: с теми видами работ, которые выполняются на его аналоге с механической трансмиссией, он должен справляться – его мощности должно хватить.
В качестве силовой установки на тракторе Т-240 применен шестицилиндровый дизельный двигатель CUMMINS рабочим объемом 6,7 литра и номинальной мощностью 240 л. с. Главным отличием этого трактора от привычных нам машин является то, что у него нет коробки передач. Сразу за двигателем располагается тяговый электрогенератор, имеющий номинальную мощность 130 кВт и номинальное напряжение 540 В. Другая немаловажная особенность Т-240: у него нет ведущих мостов, карданов, раздаточной коробки. Привод каждого колеса происходит от индивидуального мехатронного тягового модуля, который состоит из электродвигателя и бортового редуктора планетарного типа.
В свою очередь, конструкторы завода предложили нам рассмотреть возможность протестировать их изделие на наших объектах – в производственной среде, характеризующейся более жесткими эксплуатационными условиями и более суровым климатом. Мы согласились, больше того, обозначили представителям завода свои замечания в части технических характеристик Т-240. А это порядка 10 позиций: установка дополнительных обогревателей, утепление двигателя, изготовление нужного размера и формы отвала с регулировкой уклона… Дело в том, что данный трактор относится к сельскохозяйственным тракторам общего назначения и предназначен для выполнения широкого комплекса сельскохозяйственных работ по основной и предпосевной обработке почвы, посева и уборки сельскохозяйственных культур, выполнения транспортных и других работ, соответственно, к нему прилагалось лишь навесное оборудование, используемое для сельхозработ – плуг, борона, культиватор, косилка и прочее.
Спустя полгода все наши замечания были устранены, и вот трактор на электрической тяге поступил в Нягань. По договору с заводом, опробирование будет длиться в течение 2024 года. После оформления на него всей необходимой документации он будет отправлен на наш производственный участок, располагающийся на месторождении им. Виноградова. Здесь в настоящее время задействованы тяжелые трактора К-700 в перевозке и мобилизации бригадного хозяйства, расчистке кустовых площадок... Посмотрим, как будет справляться Т-240 с этими задачами. Если машина достойно пройдет испытания и у заказчика о ней сложится хорошее представление, то часть парка тракторной техники, работающей на производственных участках ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», мы заменим Т-240.
Во-первых, это будет более выгодный в экономическом плане для нас проект: трактор Т-240 оснащен электромеханической трансмиссией, что позволяет существенно сэкономить на техническом обслуживании, на горюче-смазочных материалах и повышает ресурс эксплуатации машины. Во-вторых, для управления Т-240 подойдут обычные водительские удостоверения с категориями «В», «С», что расширит круг привлекаемых к управлению им специалистов.
Конечно же, полностью переходить на машины с электромеханической трансмиссией мы не будем, так как ряд задач, осуществляемых обычными тракторами (к примеру, та же УДМ, надежная и мощная, справится с расчисткой любого перемета, с любой глубиной снега), вряд ли будет им по силам».